www.astron.by / пресс-центр

Пресс-центр

Версия для печати

Трудности автоматизации розницы

«Продовольственный рынок», № 4, апрель 2005 г.

Игорь Ужастов директор ООО “Астрон”, президент ассоциации “Кассовые аппараты компьютерные системы” рассуждает о природе тягот современных крупных магазинов в Беларуси, осваивающих тонкости автоматизации.

То, что эффективность работы магазина в результате внедрения информационных систем (ИС) повышается — аксиома. Работа магазина в условиях всеобщей автоматизации существенно отличается от торговли без использования POS — терминалов, штрихового кодирования и прочих составляющих ИС. Это понятно сегодня и дворнику.

К сожалению, часто приходится сталкиваться с непониманием заказчика всего круга задач, которые нужно решать при внедрении ИС, нежеланием платить за доскональное предпроектное исследование существующих бизнес процессов, разработку технологии автоматизации, обучение персонала. По старой привычке вся эта очень и очень важная работа сводится руководителями розничных предприятий к получению бесплатных советов от друзей (хотя современный консалтинг уже далеко выходит за рамки таких советов).

К этому прибавляется и пресловутый принцип формирования бюджета на автоматизацию, стремление сэкономить на количестве и качестве оборудования, объеме обучения персонала. Результаты “автоматизации подешевле “ начинают проявляться уже на ранних стадиях работы магазина и приводят к соответствующим результатам.

Координатором работы торгового предприятия в условиях автоматизации является руководитель подразделения информационных технологий (ИТ). Именно от его квалификации, опыта, предоставленных полномочий напрямую зависит эффективность работы магазина. Он должен разработать и совместно с торговым персоналом обеспечить строгое выполнение технологических правил функционирования магазина, начиная от разработки корректной системы кодирования и маркировки товаров и заканчивая предоставлением аналитической информации различным подразделениям торгового предприятия.

Для белорусской розничной торговли серьезной проблемой является отсутствие рынка квалифицированных ИТ — специалистов, имеющих опыт работы в рознице. Поэтому открытие нового супер — и гипермаркета или внедрение ИС в существующем предприятии одновременно означает необходимость решения непростых кадровых вопросов. В настоящее время только немногие белорусские супермаркеты ( “Торговый дом на Немиге”, ‘Престон”, сеть магазинов “Рублевский”) могут похвастаться квалифицированными подразделениями ИТ — специалистов.

Такая же проблема существует с подбором кассиров, продавцов, менеджеров среднего звена. Касса — это узловая точка, в которой сходится большинство процессов, происходящих в магазине, где покупатель своими деньгами оценивает согласованность и эффективность работы торгового предприятия. Недостаточно обученный (если хотите — вышколенный) кассир очень часто является тем слабым местом во всей автоматизированной системе торгового предприятия, из-за которого возникают очереди и зреет недовольство покупателей. В то же время медленная работа кассира может быть следствием недоработок ИТ — специалистов, связанных с выбором неудачной технологии маркировки товара, нарушений торговым персоналом правил внутреннего перемещения товаров в магазине и т. д.

Решение комплекса проблем, возникающих на ранних этапах функционирования ИС торговых предприятий, берут сегодня на себя компании — системные интеграторы, имеющие достаточный опыт реализации аналогичных проектов — “Астрон”, “Сервис Плюс” и др., однако полностью заменить персонал магазина они не могут.

Таким образом, руководители и владельцы торговых предприятий должны понимать, что автоматизация — это не одномоментный акт покупки оборудования и программного обеспечения, а длительный процесс, на каждом этапе которого должны работать профессионалы.



Продвижение сайта - Webcom Media®