www.astron.by / пресс-центр

Пресс-центр

Версия для печати

Автоматизация розницы

Павел Кольцов, «Продовольственный рынок», № 10, октябрь 2004 г.

С этого номера мы начинаем серию статей об особенностях процессов, связанных с автоматизацией розничной торговли в Беларуси. Нашим консультантом любезно согласился стать Игорь Ужастов, директор ООО “Астрон”, президент ассоциации “Кассовые аппараты компьютерные системы”.

Автоматизированные системы на торговых предприятиях в Беларуси еще несколько лет назад были редким явлением. Не считая нескольких торговых предприятий (“Престон — Маркет”, “Национальный”, “Торговый дом “На Немиге”, “Настюша”, “Евролюкс” и нескольких других), большинство магазинов находилось и находится на стадии первичного уровня, включающего максимум автоматизацию бухгалтерского учета. Это объясняется объективными причинами: отсутствием конкуренции между магазинами, дешевизной рабочей силы и т. д.

Однако в последнее время процессы автоматизации розничной и оптовой торговли в Беларуси стали развиваться более интенсивно. Это связано с двумя моментами:

  • поиском топ — менеджерами торговых предприятий способов оптимизации их торговых систем и сокращения всех видов издержек;
  • с желанием государства обеспечить прозрачность торговых бизнес — процессов (Постановление Совмина № 856/9 от 2004-07-19 г.).

Что дает автоматизация

Автоматизированная система — это своего рода зеркало бизнес — процессов, происходящих на торговом предприятии. При этом у всех торговых предприятий имеются общие проблемы, решающиеся в процессе автоматизации. Решение их связано с реализацией технических, программных и организационно — кадровых аспектов.

Самым дорогостоящим этапом автоматизации торгового предприятия является создание технической инфраструктуры, включающей приобретение компьютеров, создание локальной вычислительной сети, приобретение POS — терминалов или системных кассовых аппаратов, сканеров и принтеров штриховых кодов, весов с печатью этикеток, терминалов сбора данных, систем видеонаблюдения и систем защиты от краж.

Правильны выбор оборудования для конкурентного торгового предприятия помогут сделать компании системные интеграторы, имеющие опыт создания и сопровождения автоматизоровнных систем различной сложности. Это позволит заказчику сэкономить значительные финансовые ресурсы как на этапе первоначального приобретения оборудования, так и на этапе его эксплуатации.

Рынок программных продуктов

В настоящее время в Государственном реестре Республики Беларусь представлено достаточное количество типов системных кассовых аппаратов, фискальных регистраторов и POS — терминалов, на базе которых можно выстраивать автоматизированные системы розничной сложности. А отечественная компания “Астрон” имеет наибольший опыт проектирования и организации систем автоматизации розничной торговли. Первые магазины были автоматизированы еще в середине 90-х годов на базе системных кассовых аппаратов и POS — терминалов OMRON.

Что касается рынка программного обеспечения (ПО), предназначенного для комплексной автоматизации торгового предприятия, то он достаточно узок. Наибольшее число внедрений имеют ПО “Ветразь” (компания “ЛюксСофт”, Минск) и уже упомянутая компания “Астрон”. С приходом же в Беларусь российских компаний появилось программное обеспечение, прошедшее апробацию на российском рынке. Наиболее известными из них являются “GESTORY” (компания “FIT”, Москва) и “Супермаг 2000” (компания “Сервис Плюс”, Москва).

Следует все же заметить, что российские программные продукты зачастую еще плохо адаптированы под белорусское законодательство и имеют трудности в сопровождении и оперативной доработке при изменении нормативных актов.



Продвижение сайта - Webcom Media®